Выбрать литературное произведение для иллюстрации приготовить материал

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

РАЗРАБОТКА СЕРИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация. Рассмотрен авторский метод интерпретации литературного произведения в процессе выполнения учебного проекта. Выделены наиболее важные аспекты художественного плана, на которые необходимо обратить внимание при разработке иллюстративной части. Обоснована важность применения знаний, приобретенных в ходе изучения основных художественных дисциплин. Уточнены особенности комбинаторного подхода к выполнению учебного проекта.

Ключевые слова. Учебный проект, интерпретация произведения, авторский метод интерпретации произведения.

Актуальность. В ходе выполнения учебного проекта по предмету «Компьютерная графика» (педагог Тарнани А.И.), направленного на выполнение серии иллюстраций к литературному произведению, важен комплексный подход к интерпретации. Он позволяет поэтапно разобрать произведение, выделить основную концепцию. Вдумчивость и осмысление позволят выполнить иллюстрации на высоком уровне. Необходимо учитывать современные тенденции в процессе разработки иллюстративной части.

Авторский метод разработки серии иллюстраций. Мы провели анализ направлений работы по интерпретации произведения, которые являются основными. По нашему мнению, метод интерпретации существенно влияет на результат работы, от этого параметра зависит, будет ли иллюстративная часть соответствовать художественному замыслу литературного произведения, на котором базируется. В этой связи наше внимание сконцентрировано на поиске ключевых моментов произведения, тщательном анализе, грамотном выполнении задания на основе авторского метода интерпретации.

Был проведен анализ следующих статей: «Роль символа в анализе и интерпретации художественного текста» Власевской И. А., «Новая образовательная технология: адаптация этноискусствоведческого анализа к профессиональной подготовке творческих кадров» Ткалич С.К. Нами были подробно прочитаны и осмыслены: текст монографии «Технология создания журналистского произведения», автором которой является Ким М.Н, специалист по компьютерным технологиям; статья Сокольниковой Е.В. «Семантика шрифтовых систем и ее роль в графическом дизайне»; статья Тарнани А. И. «Графический дизайн в контексте течений и направлений изобразительного искусства XXI века: к вопросу о формировании профессионального мышления дизайнера», педагога по предмету «Компьютерная графика».

В ходе анализа научных статей было получено представление о методах анализа объектов графического дизайна, визуальных знаков в системе национальной культуры, проблем и технологий интерпретации художественного текста в дизайнерском решении.

Был также осмыслен результат эмпирического анализа, который представлен просмотрами работ, курсовых заданий, выполненных студентами других групп и курсов. Обобщение результатов аналитического и эмпирического материала было использовано для создания авторского метода интерпретации произведения.

На занятиях по предмету «Компьютерная графика» нами были освоены графические программы Adobe Photoshop CS 5.1, Adobe Illustrator CS 5.1. Полученные знания позволяют воплотить художественный замысел средствами компьютерной графики. Таким образом, можно сделать вывод, что визуальные показатели нашего метода являются результатом комбинаторного подхода на основе полученных теоретических знаний и инструментально-технологических навыков.

Сложность задания (педагог Тарнани А. И.) заключалась в том, что в процессе выполнения учебного проекта необходимо было найти образ выражения смысловой константы – цитаты, строки. Затем необходимо было продумать способ изображения. Для переработки художественного текста сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева» в визуально-графическую форму нами была проведена работа, проходившая поэтапно, с целью глубокого изучения и выражения идеи автора литературного произведения в иллюстрациях. Подготовку учебного проекта в соответствии с нашим авторским методом интерпретации можно разделить на следующие этапы.

Этап 1 – анализ литературного произведения, выделение основных идей, изучение работ иллюстраторов литературных произведений.

Этап 2 – использование навыка рисования эскизов.

Этап 3 – подбор исходных материалов для выполнения иллюстраций в технике художественного коллажа.

Этап 4 – в компьютерном варианте выполнение задания опиралось на следующие программы: Adobe Photoshop CS 5.1, Adobe Illustrator CS 5.1.

Этап 5 – создание презентации учебного проекта. Наша презентация включала 22 слайда, где были уточнены детали авторского метода.

Расшифруем содержание этапов. На первом этапе был проведен подробный анализ текста. В ходе анализа были выделены ключевые моменты произведения, в результате чего были определены образы выражения концепции произведения – цитаты, строки. Данные цитаты берутся за основу в качестве базиса для визуально-графической работы. Кроме того, необходимым является ознакомительный просмотр работ современных дизайнеров, иллюстраторов, с целью выявления современных тенденций в графическом дизайне в области иллюстраций.

После того, как первый этап поиска был проведен, дальнейшая работа заключалась в осмыслении поставленных задач, в созерцании, далее в мыслительной работе над проблемой во время выполнения первичных эскизов, инкубации направляющей идеи. Для осуществления данных задач был проведен второй этап – эскизирование, что включает наброски карандашом и поисковые эскизы цветового решения. Этап эскизирования, целью которого является интерпретация произведения, выражение подтекста произведения, играет важную роль в процессе поиска визуально-графического изображения смысловой константы. Назовем этот важный этап «поиск графического изображения как «отражения» мыслительного процесса, воображения, ощущений и эмоций, полученных в результате прочтения литературного произведения». Конечным результатом эскизирования является законченная идея композиционно-образного решения, на основе которой вырабатывается концепция иллюстративной работы.

Формирование идеи происходит таким образом: в результате мыслительной работы в сферу сознания поступает идея изображения, иллюстрации (сначала в гипотетическом виде). В дальнейшем нами были проведены следующие действия: развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. Также была разработана колористическая специфика данного иллюстративного произведения в соответствии с эмоциональным настроем и подтекстом литературного произведения.

Читайте также:  Как приготовить подлив для ежиков

В соответствии с текстом и подтекстом сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» выбраны следующие основные колористические решения: в иллюстрациях, на которых изображены Снежная Королева и Кай — использование холодных цветов, доминирующие цвета синий, голубой, белый. Тогда как в иллюстрации, на которой изображена Герда, наряду с холодными цветами фона, присутствуют также теплые тона в изображении девочки. Выбор данных цветовых решений связан с психоэмоциональным восприятием цвета зрителем, с ощущениями, которые мы планируем вызвать у зрителя. Холодные и теплые цвета, как и характер линий, при гармоничном синтезе, дают представление о характере героя, его основных категориях – добро, зло, его настроении. Необходимо детально продумывать изображение, вкладывая смысловую составляющую в графические иллюстрации.

В ходе третьего этапа, представляющего собой работу в графических программах Adobe Photoshop CS 5.1, Adobe Illustrator CS 5.1, нами были использованы инструментальные навыки и знания, полученные в ходе изучения следующих дисциплин: «Основы композиции», «Цветоведение», «Академическая живопись», «Академический рисунок». Был рассмотрен процесс формирования идентичности объектов графического дизайна и исходного литературного произведения под влиянием компьютерных технологий, а также проведен анализ взаимодействия шрифта и изображения в процессе визуальной коммуникации. Данный факт указывает на важность использования теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса, направленных на создание качественной иллюстрации, в полной мере отражающей идею литературного произведения.

Вывод. Рассмотренный авторский метод интерпретации литературного произведения включает: 1 – план предварительного анализа научной и специальной литературы педагогов, специалистов, 2 – определения ключевых моментов художественного произведения, выбранного для интерпретации в визуально-графическую форму, т.е. создания иллюстраций. Выполнение учебного проекта, целью которого являлось выполнение серии иллюстраций на основе литературного произведения, должно включать не только разработку практического задания, но и научный подход к осмыслению и формулировке авторских методов интерпретации, дополняющих основной метод комбинаторики и, соответственно, влияющих на развитие профессионально-комбинаторного типа мышления.

Литература

Власевская И.А. Роль символа в анализе и интерпретации художественного текста. Статья // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2009. № 2. С.64-69.

Ким М.Н.(преподаватель по компьютерным технологиям). Технология создания журналистского произведения. Монография. // СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

Сокольникова Е.В. «Семантика шрифтовых систем и ее роль в графическом дизайне» //Научно-аналитический журнал по вопросам искусствоведения (ВАК) «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда» – М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2010.

Тарнани А. И. Поиск методологии преподавания графического дизайна в высшей школе: к вопросу о формировании профессионального мышления. Статья.//Художественное образование в XXI веке (часть 2). Сборник научных статей. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. М.: Синаксис, 2012. С. 85-92.

Тарнани А.И. Курс-практикум по предмету «Компьютерная графика». Кафедра дизайна. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013.

Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы исследовательской деятельности». Осенний семестр 2013. Кафедра дизайна, МГГУ им. М.А. Шолохова.

Источник

Проект «Иллюстрация в восприятии произведений художественной литературы».

Материал основан на художественных произведениях предмета «Литература» в 8 классе.

-изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения,

-изучение и анализ произведений художественной литературы,

-выполнение иллюстраций к произведениям художественной литературы,

-развитие навыков по сбору, фильтрации и систематизации материала из источников художественной литературы.

Скачать:

Вложение Размер
Проект по ИЗО 2.62 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Иллюстрация в восприятии произведений художественной литературы » Проектная работа исполнитель:Парфенова Анна, 8в класс руководители: Суглобова Л. Г., Юсупова М. Н. Чехов, 2015

Цель проекта: -изучение роли иллюстраций в понимании литературного произведения, -изучение и анализ произведений художественной литературы, -выполнение иллюстраций к произведениям художественной литературы , -развитие навыков по сбору, фильтрации и систематизации материала из источников художественной литературы.

Планируемый результат: -передать через иллюстрацию внутренний смысл произведения и характер творчества писателей, -творческое овладение знаний художественных литературных произведений, -умение задействовать зрительные образы в понимании художественных литературных произведений.

Роль иллюстрации в понимании литературного произведения: Иллюстрация – это рисунок , относившийся к определённой части текста, поясняющий какой-то момент и одновременно украшающий книгу . Иллюстрации доставляют радость читателю, активизируют его чувства, мысли , расширяют кругозор, способствуют усвоению родного языка, помогают углубить восприятие и понимание художественных произведений . Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют шаг за шагом проследить события, о которых рассказывается, что увеличивает эффективность воспроизведения содержания. Восприятие литературного произведения невозможно без активной работы воображения . Иллюстрация как своеобразный вид искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно читатели выбирают книги с иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие иллюстрации проявляется в умении описывать изображаемое действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения. Следует высоко оценить значение иллюстрации, так как с её рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, читатели охотно идут за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и воображения. Художник — иллюстратор должен уметь разговаривать с читателем «языком » простым, ясным, предельно искренним . П онимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет большие трудности для читателя. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста читатель должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» «Внизу глубоко подо мной Поток усиленный грозой Шумел , и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился . Хотя без слов Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней Он раздавался в тишине; И вот, в туманной вышине Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы; Дохнули сонные цветы, И, как они, навстречу дню Я поднял голову мою. Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал, Где выл, крутясь, сердитый вал ; Туда вели ступени скал; Но лишь злой дух по ним шагал, Когда, низверженный с небес, В подземной пропасти исчез .»

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» ЭССЕ. Этот эпизод является самым красивым в произведении. Читатель понимает, что шанса найти свою Родину среди великих, бесконечных просторов Кавказа у героя нет. В этой иллюстрации читается безнадежность, но не совсем фатальная. Отблеск зари над горами- это как символ надежды в душе мальчика, решительно настроенного отыскать свою Родину. Видно, как герой хотел бы воспарить вместе с орлами и улететь на свою Родину.

А. С. Пушкин «Дубровский». «Марья Кириловна жадно воспользовалась позволением удалиться. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Тут она вспомнила о письме и жадно бросилась его читать, предчувствуя, что оно было от него. В самом деле оно было писано им и заключало только следующие слова: «Вечером в 10 час. на прежнем месте».

А . С. Пушкин «Дубровский ». ЭССЕ. Главная героиня Маша Троекурова читает письмо от Дубровского. В этой иллюстрации я передала состояние девушки. Ею овладела печаль и грусть из-за того, что придется выходить замуж за нелюбимого человека. Письмо в ее руках, возможно, дает ей надежду, что еще есть выход из , казалось бы, безнадежной ситуации. Письмо снимает напряжение и состояние безнадежности, выступает в роли единственного шанса на спасение от неравного брака.

В. А. Жуковский «Светлана». «Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье. Робость в ней волнует грудь , Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи. С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок, Вестник полуночи .»

В. А. Жуковский «Светлана ». ЭССЕ. На этой иллюстрации я изобразила момент гадания перед зеркалом. На мой взгляд именно в этом заключен смысл баллады и виден настрой героини Светланы. Ей, конечно, страшно, но желание увидеть своего жениха сильнее страха.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». « Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. — Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак ? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. — Прощайте, товарищи! — кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак ? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу !»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба ». Я изобразила момент, в котором раскрывается величайшие качества героя – его верность и любовь к товарищам, готовность на самопожертвование ради других. Старый Тарас Бульба мысленно рад, что его товарищи спаслись от врагов, не смотря на то, что его смерть уже неминуема .

в. Г. Короленко «В дурном обществе». «Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный. Мне казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву .»

в. Г. Короленко «В дурном обществе». Эссе. Эту иллюстрацию я решила посвятить именно Марусе, потому что ее образ вызывает самое сильное чувство жалости. Маруся сидит около своего любимого места – возле серого камня. Иллюстрация выполнена в графике, что позволяет показать всю трагичность рассказа. Маруся неподвижна, почти безжизненна и похожа на статую. Незаполненное перед ней пространство как знак того, что к Марусе приближается смерть .

А. П. Чехов «Хамелеон». Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма !» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина . В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса. — По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.— Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал? — Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. — начинает Хрюкин , кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем ,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну. Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть. Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете. — Гм. Хорошо. — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо. Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать. Елдырин ,— обращается надзиратель к городовому,— узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная. Чья это собака, спрашиваю? — Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы. — Генерала Жигалова? Гм. Сними-ка, Елдырин , с меня пальто. Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину .— Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь. известный народ! Знаю вас, чертей!

А. П. Чехов «Хамелеон ». ЭССЕ. Этот эпизод является главным в произведении, поэтому я его выбрала. На иллюстрации запечатлен момент, когда … показывает свой окровавленный палец генералу, в надежде, что будет наказан виновник-собака. Собралась толпа , что бы «поглазеть» чем же все закончится. Дух лицемерия пронизывает весь разговор вокруг этой ситуации.

А. А. Блок « Вербочки » «Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня .»

А. А. Блок « Вербочки » ЭССЕ. На этой иллюстрации я хотела передать хорошее весеннее настроение, ощущение света, которое пронизывает все стихотворение. Эти образы я использовала для того, чтобы от картины веяло добром и приближением Святого праздника Пасхи.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы .»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин ». Меня впечатлило яркое стихотворное описание А. С. Пушкиным русской зимы. Особенно хороша зима в деревне: пухлая, снежная пелена покрыла реки, поля и дома. Блеск мороза отражается во множестве оттенков синего. Я пришла к выводу, читая этот отрывок, что истинная красота заключается в простоте.

Вывод: -Художественно исполненная иллюстрация воздействует, прежде всего, эстетически, дает познание жизни и познание искусства, -Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

Источник

Оцените статью